НАВИГАЦИЯ

В старину над рекой Пинегой возвышалась гора Чёрная, с площадки которой открывался замечательный вид на много вёрст к югу. В 1606 году на гору взобрался, ища уединения, монах Макарий и остался тут жить. Чуть позже здесь возник Богородицкий монастырь, а гору монахи переименовали в Красную. В 1920 году Красногорский монастырь был закрыт, и в его зданиях размещались последовательно сельскохозяйственная коммуна, лагерь отдыха для пинежских детей и психоневрологический интернат. После контрреволюции 1991 года местные предприниматели попытались создать здесь горнолыжный центр с гостиницей, но пожар в здании последней перечеркнул и эти планы. Сейчас на Красной горе всё потихоньку рушится...

фото 1 4

Вид Красногорского Богородицкого монастыря 19 век.

Село Демьяновский Погост стоит недалеко от слияния рек Вотча и Илеза, на высоком холме, при начале реки Старая Тотьма. Сейчас это земли Бабушкинского района, а в старину здесь располагались деревни Демьяновой волости Тотемского уезда. Троицкий храм на местном погосте сильно вытянут в длину, так как в нём соединены два обычных четверика. Этот приём напоминает Покровскую Замошскую церковь в Сокольском районе. По всей видимости, увеличение количества прихожан в конце XVIII века повлекло за собой принятие таких вот нетрадиционных решений по расширению внутреннего пространства храма. В церкви было два престола: в холодной верхней – во имя святой Живоначальной Троицы; в тёплой нижней – во имя святого Николая Чудотворца.

Демьяновская церковь интересна и тем, что в стиле тотемского барокко была создана только нижняя часть здания (1790-е годы), а затем, после перерыва, храм достроили уже в примитивном стиле провинциального классицизма. Причём, картуши на алтарных стенах и перед входом в церковь оказались просто-напросто обрезаны и незакончены в верхних частях! Даже кирпич и кладка начала ХIХ века по качеству сильно отличаются от барочного основания храма в худшую сторону. Кто и почему запретил продолжать строительство в стиле тотемского барокко? Или же мастерам не заплатили положенное по контракту, и артель бросила начатое здание, а достраивали его уже другие каменщики? Всё может быть… 

фото 1 1

Вид на реку Старую Тотьму.

В реках Северо-Двинского бассейна начали с недавнего времени появляться стерляди. Они показались сначала в Вычегде, перешли потом в Северную Двину и устремляясь в верховья рек, против течения, перебрались в Сухону и ловятся теперь в значительном количестве около города Тотьма, в 12 верстах вниз по Сухоне. В 1846 году тотемские рыболовы продали стерлядей в Тотьме и Вологде на 600 рублей серебром, выручая от 3 до 7 копеек серебром за фунт. Вес стерлядей был от 2 до 20 фунтов. В настоящем году лов этой вкусной рыбы ещё более увеличился. Это служит ясным доказательством, что воды Сухоны для жизни и питания стерлядей благоприятны, и подаёт лестную надежду, что стерляди, основавшись и размножившись в Сухоне, увеличат собою количество родов вкусной рыбы, которую доставляет нам эта красивая река. Сухонская стерлядь идёт год от году всё выше и выше по Сухоне: до 1846 года эта рыба в значительном количестве ловилась около города Устюга, а в прошлом году были уже пойманы две или три стерляди около села Шуйского, лежащего по Сухоне гораздо выше Тотьмы.

Откуда же взялись в наших реках до того небывалые и невиданные стерляди? Стерляди наши – волжские пришельцы. Они вздумали заглянуть на Север с тех пор, как были открыты шлюзы упразднённого Северо-Екатерининского канала. Этим водяным сообщением открылся этой рыбе свободный путь из Камы в многоводную Вычегду, из которой она перешла в Двину и Сухону, и в изобилии поселилась в последней.

Кстати, однако ж, должно заметить, что не одна Сухона славится своими стерлядями, ими известна и Вычегда, которую они также полюбили. С этой последней реки стерляди доставляются в садках в Архангельск.

Кичин Е. 

«Вологодские губернские ведомости». – 1847, № 37. – С. 365-366.

Так необычно называется группа из более чем десятка деревень, компактно расположенных на левом берегу реки Ваги на юге Верховажского района. Иногда говорят - Шелота, но вариант Шелоты - более старый. Топоним необычный. По-видимому, он был русифицирован, так как ударение перешло на второй слог - ШелОты, чего не бывает в финно-угорских языках. Основу шел- можно сопоставить с саамским словом шелио - "ровное место, окружающее жильё". В Шелотах, на окраине деревни Макаровская стоит Троицкая церковь, первый этаж которой несёт в себе отзвуки архитектуры тотемского барокко, а то, что построено выше к 1798 году - неприглядная эклектика. В этой деревне в 1923 году родился русский писатель Владимир Тендряков, автор многочисленных произведений. Лично мне нравился атеистический уклон его повестей и рассказов. Современные писатели на это уже вряд ли решатся... В годы "освоения Нечерноземья", когда правительство выделяло огромные средства на развитие сельского хозяйства центральной и северной России, в Шелотах было предпринято грандиозное строительство, по сути дела, новой деревни в излучине реки Ваги, на месте прежних полей и сенокосов. Главную улицу назвали Молодёжной, и это было понятно: молодёжь в годы проклинаемого теперь либералами и бывшими диссидентами так называемого "застоя" с удовольствием оставалась жить и работать на селе, ибо для молодых семей были созданы все условия...

фото 13

Троицкая Шелотская церковь. Справа - деревня Макаровская.

Город Вологда стоит на древних озёрных террасах, сформировавшихся во времена ледникового периода, когда вся Присухонская низина была затоплена водами огромного озера. Если плыть вниз по реке Вологде, то уже за Турундаевым и Лименским начинается плоское днище этого водоёма, занятое ныне обширными болотами и сырыми лесами. По низине медленно текут многочисленные реки, соединённые друг с другом и с остаточными озёрами при помощи пучкасов – старых речных русел. Жить на Присухонской низине было невозможно из-за высоких весенних разливов Сухоны, когда в мае месяце водная гладь простиралась в ширину на пять-шесть вёрст. В старину на Присухоне существовал лишь небольшой монастырёк – Никола Мокрый, но и он был заброшен со временем, а на рубеже XIX – XX веков крестьяне на берегах Сухоны основали два хутора – Большой Растовик и малый Растовик да деревню Устье-­Вологодское. Тем не менее, эти селения тоже  не выдержали постоянного противоборства с половодьями и никакого развития не получили…

Однако в каменном веке на Присухоне, на узком мысу при впадении речки Вёксы в Вологду возникло поселение древних людей, просуществовавшее несколько веков подряд. Оно занимало относительно сухое место, куда высокая вода не доходила, поэтому весной стоянка превращалась в остров среди безбрежных разливов рек и озёр. Что привлекало сюда наших предков? Конечно же, в первую очередь, обилие пищи: рыбы, птицы и ягод на болотах. Немаловажную роль для поселения на Вёксе сыграло и его удачное расположение в начале водно-­волокового пути с Сухоны в бассейн Шексны. Археологи при раскопках здесь находили многочисленные привозные вещи с юга, которые свидетельствуют о развитой торговле в древние времена.

Слово «вёкса» на древнем мерянском языке означало «река, вытекающая из озера». У наших соседей – в Ярославской и Костромской областях – есть несколько рек с одинаковым названием Вёкса, и все они начинаются из озёр – Неро (Ростовского), Чухломского, Галичского… У нас на Вологодчине Вёкса тоже не одна – кроме притока Вологды, другая речка с таким же именем есть в Кубеноозерье: там она вытекает из Токшинского озера. Присухонская Вёкса не исключение – она имеет исток из Молотовского озера. Поволжско-финский народ меря ещё тысячу лет назад обитал на обширной территории от современной Москвы до Вологды и Тотьмы на севере. Мерянские артефакты находили и при раскопках поселения в устье Вёксы. Некоторые учёные вообще считают это древнее селище предшественником города Вологды, просто люди переселились в средние века выше по течению реки, где было больше места для разросшегося населения.

На самом краю Тарногского района, в верховье реки Уфтюги, есть большая деревня Першинская, которую теперь иногда даже величают "заповедником кокшенгской архитектуры". Заповедник, не заповедник, но деревня хорошо сохранила облик, который сложился у неё к середине ХХ века. Два плотных ряда изб смотрят окнами на дорогу, которая некогда соединяла уездный город Тотьму с Тарногским Городком. Если ехать из Тотьмы, Першинская была самой первой деревней в Кокшеньге, поэтому иногда и её название связывали со словом "первая". На самом деле, первым на этом холме поселился крестьянин Першин. Это было его отчество, от прозвища отца - Перша, то есть, первый ребёнок в семье... Более того, в народе деревню называли Першинская Первая, так как неподалеку была ещё и деревня Першинская Вторая (она же - Коробицино в Поце).

7

Недалеко от деревни Першинская река Яхреньга ("Озёрная река" в переводе с древнего чудского языка) впадает в Уфтюгу ("Волоковая"). Яхреньга - на переднем плане.

pop turs
Вологда - Ферапонтово - Кириллов - Вологда
В Вологодской области есть крохотный городок, который можно полностью обойти буквально за несколько часов. Однако сюда, безусловно, стоит...
Вологда/Сокол - с. Устье - Вологда/Сокол
Этот монастырь, Спасо-Каменный, — один из древнейших и наиболее значимых на Русском Севере. Ему почти восемь веков. Правда,...
Вологда - Устюжна - Весьегонск - Вологда
Сегодня Весьегонск является одним из столпов ликёро-водочной индустрии в Тверской области – до сих пор здесь из ягод...
Вологда
Благодаря знаменитой песне Вологду теперь сложно произнести, не умножив окончание. Всесоюзная премьера песни «Вологда» в исполнении ВИА «Песняры»...
Вологда - д. Семенково - Вологда
Город — ровесник Москвы, находится в 8 часах езды от российский столицы, где-то здесь и начинается Русский Север....
Вологда - Белозерск - Вологда
Предлагаем Вам уникальный шанс посетить один из древнейших городов России, ровесник Смоленска и Мурома - Белозерск. Город -...