НАВИГАЦИЯ

Контактная информация

г.Вологда, ул. Ленинградская, д. 20, офис 20

Туры и экскурсии:

Телефоны:
8 (8172) 76-23-69, 8 (909) 599-18-14

E-mail: dkruzhevo@mail.ru

Туры и экскурсии


Фестивали:

Телефоны:
8 (8172) 21-49-68, 8 (921) 534-41-38
Бесплатная линия: 8 (800) 350-49-68

E-mail: festivali.rossii@mail.ru

Фестивали


Яндекс.Карта

Как известно, Урал и Сибирь со времён атамана Ермака Тимофеевича постепенно заселялись выходцами из западной части Московской Руси и немалую долю среди этих переселенцев составляли выходцы с берегов Сухоны, Двины, Юга, из наших старожильческих деревень. Что же толкало людей на столь серьёзный шаг, как переселение в Сибирь? В первую очередь – нехватка плодородной земли, которая, в свою очередь часто приводила к голодным годам на Севере. Во-вторых, государство обещало освобождать новых жителей в Сибири от уплаты податей на некоторый срок (так называемые «слободы») и это тоже могло стать толчком к переезду на восток малоимущих крестьян. Наконец, были и просто авантюристы, свободные люди (казаки), которые были готовы ехать куда угодно, лишь бы найти возможность легко зарабатывать на жизнь…

Может быть, кто-то из читателей ещё помнит знаменитый в своё время (1978 год) кинофильм режиссёра Андрона Михалкова-Кончаловского «Сибириада»? Если забыли, то напомню, что общая для всех главных героев этой русской саги фамилия была – Устюжанины. Это были потомки переселенцев в Сибирь из славного города Устюга. Кроме перечисленных в первом абзаце сибирских фамилии, мне удалось там найти ещё жителей с такими близкими нам семейными прозваниями, как Сухонцевы, Подвинцевы, Юговитины, Удимцевы (ныне река Удима – в Котласском районе)…

Самая же интересная находка ждала меня в окрестностях города Красноярска – там, на реке Бузим и его небольшом притоке, недалеко друг от друга стоят сёла Устюг и Гляден!

Так называется небольшое гнездо деревень на юге Верховажского района. Туда они были переданы при советской власти, а в старину волость Кочевар (Кочвара) всегда входила в Тотемский уезд. Топоним Кочевар состоит из основы коч- и форманта -вар (-вара).У основы связь с коми кöч – «заяц» относится к сомнительным этимологиям. Предлагалось также саамское kuatskem – «орёл» или древнефинское *kač – «вершина, конец, голова». Новая версия связана с прасаамским *kōccek, саамским kicc – «кислый; гнилой», марийским кочо – «горький; кислый». Формант -вар, вероятно, происходит от финского, карельского vaara, саамского vārr – «гора; покрытая лесом сопка». В пермских и угорских языках значение «гора» часто коррелирует со значением «лес»: коми вöр, мансийское βōr – «лес», удмуртское vir – «возвышенность, холм». Таким образом, Кочевар можно перевести как "Гнилая гора, поросшая лесом".

70

Кочеварская Богородице-Рождественская церковь была построена в 1884 году.

В старину над рекой Пинегой возвышалась гора Чёрная, с площадки которой открывался замечательный вид на много вёрст к югу. В 1606 году на гору взобрался, ища уединения, монах Макарий и остался тут жить. Чуть позже здесь возник Богородицкий монастырь, а гору монахи переименовали в Красную. В 1920 году Красногорский монастырь был закрыт, и в его зданиях размещались последовательно сельскохозяйственная коммуна, лагерь отдыха для пинежских детей и психоневрологический интернат. После контрреволюции 1991 года местные предприниматели попытались создать здесь горнолыжный центр с гостиницей, но пожар в здании последней перечеркнул и эти планы. Сейчас на Красной горе всё потихоньку рушится...

фото 1 4

Вид Красногорского Богородицкого монастыря 19 век.

Село Демьяновский Погост стоит недалеко от слияния рек Вотча и Илеза, на высоком холме, при начале реки Старая Тотьма. Сейчас это земли Бабушкинского района, а в старину здесь располагались деревни Демьяновой волости Тотемского уезда. Троицкий храм на местном погосте сильно вытянут в длину, так как в нём соединены два обычных четверика. Этот приём напоминает Покровскую Замошскую церковь в Сокольском районе. По всей видимости, увеличение количества прихожан в конце XVIII века повлекло за собой принятие таких вот нетрадиционных решений по расширению внутреннего пространства храма. В церкви было два престола: в холодной верхней – во имя святой Живоначальной Троицы; в тёплой нижней – во имя святого Николая Чудотворца.

Демьяновская церковь интересна и тем, что в стиле тотемского барокко была создана только нижняя часть здания (1790-е годы), а затем, после перерыва, храм достроили уже в примитивном стиле провинциального классицизма. Причём, картуши на алтарных стенах и перед входом в церковь оказались просто-напросто обрезаны и незакончены в верхних частях! Даже кирпич и кладка начала ХIХ века по качеству сильно отличаются от барочного основания храма в худшую сторону. Кто и почему запретил продолжать строительство в стиле тотемского барокко? Или же мастерам не заплатили положенное по контракту, и артель бросила начатое здание, а достраивали его уже другие каменщики? Всё может быть… 

фото 1 1

Вид на реку Старую Тотьму.

В реках Северо-Двинского бассейна начали с недавнего времени появляться стерляди. Они показались сначала в Вычегде, перешли потом в Северную Двину и устремляясь в верховья рек, против течения, перебрались в Сухону и ловятся теперь в значительном количестве около города Тотьма, в 12 верстах вниз по Сухоне. В 1846 году тотемские рыболовы продали стерлядей в Тотьме и Вологде на 600 рублей серебром, выручая от 3 до 7 копеек серебром за фунт. Вес стерлядей был от 2 до 20 фунтов. В настоящем году лов этой вкусной рыбы ещё более увеличился. Это служит ясным доказательством, что воды Сухоны для жизни и питания стерлядей благоприятны, и подаёт лестную надежду, что стерляди, основавшись и размножившись в Сухоне, увеличат собою количество родов вкусной рыбы, которую доставляет нам эта красивая река. Сухонская стерлядь идёт год от году всё выше и выше по Сухоне: до 1846 года эта рыба в значительном количестве ловилась около города Устюга, а в прошлом году были уже пойманы две или три стерляди около села Шуйского, лежащего по Сухоне гораздо выше Тотьмы.

Откуда же взялись в наших реках до того небывалые и невиданные стерляди? Стерляди наши – волжские пришельцы. Они вздумали заглянуть на Север с тех пор, как были открыты шлюзы упразднённого Северо-Екатерининского канала. Этим водяным сообщением открылся этой рыбе свободный путь из Камы в многоводную Вычегду, из которой она перешла в Двину и Сухону, и в изобилии поселилась в последней.

Кстати, однако ж, должно заметить, что не одна Сухона славится своими стерлядями, ими известна и Вычегда, которую они также полюбили. С этой последней реки стерляди доставляются в садках в Архангельск.

Кичин Е. 

«Вологодские губернские ведомости». – 1847, № 37. – С. 365-366.

Так необычно называется группа из более чем десятка деревень, компактно расположенных на левом берегу реки Ваги на юге Верховажского района. Иногда говорят - Шелота, но вариант Шелоты - более старый. Топоним необычный. По-видимому, он был русифицирован, так как ударение перешло на второй слог - ШелОты, чего не бывает в финно-угорских языках. Основу шел- можно сопоставить с саамским словом шелио - "ровное место, окружающее жильё". В Шелотах, на окраине деревни Макаровская стоит Троицкая церковь, первый этаж которой несёт в себе отзвуки архитектуры тотемского барокко, а то, что построено выше к 1798 году - неприглядная эклектика. В этой деревне в 1923 году родился русский писатель Владимир Тендряков, автор многочисленных произведений. Лично мне нравился атеистический уклон его повестей и рассказов. Современные писатели на это уже вряд ли решатся... В годы "освоения Нечерноземья", когда правительство выделяло огромные средства на развитие сельского хозяйства центральной и северной России, в Шелотах было предпринято грандиозное строительство, по сути дела, новой деревни в излучине реки Ваги, на месте прежних полей и сенокосов. Главную улицу назвали Молодёжной, и это было понятно: молодёжь в годы проклинаемого теперь либералами и бывшими диссидентами так называемого "застоя" с удовольствием оставалась жить и работать на селе, ибо для молодых семей были созданы все условия...

фото 13

Троицкая Шелотская церковь. Справа - деревня Макаровская.

pop turs
Вологда - Семенково
Обзорная автобусная экскурсия по «Нижнему Посаду» города с внешним осмотром деревянного зодчества.  Посещение архитектурно-этнографического музея «Семенково» и участие в...
Курорт находится на территории Пицундского заповедника, где сохранилась самая обширная в мире роща реликтовых пицундских сосен. Практически везде сосновый лес подступает...
Вологда - Перхурьево - Воздвиженье - Кубенское
Вологжанин Валерий Гаврилин – композитор необыкновенной душевной чуткости и острого видения. Художник современного русского реализма, со своей темой,...
Вологда
Приглашаем школьников на экскурсию по необычайно красивому городу Вологде, где история и современность накрепко сплетены волшебными кружевами местных...
анонс мероприятий